Статьи и публикации

Про детские травмы и вектор их исцеления

С глубокой благодарностью Сидоровой Татьяне за мысли, которые помогли этому тексту появиться на свет.
Психологические проблемы из детства сформировались не потому что мы разбили любимую мамину вазу и были наказаны отвержением… Или что отец ушел в свою внутреннюю Монголию и оттуда поддерживал только функциональный, эмоционально бедный контакт. На самом деле, в процессе развития ребенку очень важно принять и осознать, что родитель не только приносит удовлетворение, но может и вызывать фрустрацию. В норме, мать или отец своей чувствительностью регулируют дозировку отвержения, чтобы ребенок мог справиться и переварить этот опыт. Со временем, это формирует понимание, что импульс любви все таки сильнее импульса ненависти. И ребенок научается прощать и терпеть с надеждой… Тем самым трансформируя опыт фрустрации, в знание, что его любят. Большая беда, если объем фрустрации превышает возможность ребенка надеяться. В первую очередь надеяться, что за этим наказанием все равно стоит любовь. И лечебным фактором, вектором дальнейшего развития, в таком случае, является доступность печали, то есть позволение себе горя. Процесс горевания освобождает нас от навязчивого поиска того, кто нас удовлетворит, за все то, что болит из детского опыта. Благодаря чему мы принимаем и отпускаем все то, что случилось когда-то или наоборот не произошло… отказываясь от попыток сделать из своего настоящего, исправленную версию травмирующего прошлого.

Главная задача психотерапии — восстановить совместность перед лицом страдания клиента. Терапевт должен позволить себе БОЛЕТЬ вместе с клиентом (но не вместо), чтобы на том месте, где был разрыв, вновь образовалась связь.